Поведение человека. Эксперимент Милгрэма и Зимбардо

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов. Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста.

Поведение человека. Эксперимент Милгрэма — Повинуемость/Obedience

Эксперимент Милгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).

В фильме использованы съемки скрытой камерой, реальных экспериментов Милгрэма. Фильм показывается в передаче, т.е. с предисловием и послесловием психологов.

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.

Поведение человека. Описание эксперимента

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

Сейчас читают:  О чем говорит походка человека?

На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Поведение человека. Результаты эксперимента

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде.

Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Опыты над поведением человека

Этот документальный фильм рассказывает и анализирует различные эксперименты по социальной психологии и ситуации, в которых люди теряют свою индивидуальность и начинают слепо подчинятся любым командам или не делают ничего, чтобы противостоять тому чего бы они точно не сделали, окажись в нормальных условиях.

Почему в некоторых ситуациях люди теряют свою индивидуальность и начинают слепо подчинятся любым командам или не делают ничего чтобы противостоять тому чего бы они точно не сделали, окажись в нормальных условиях? Примерно такие вопросы ставит автор перед зрителями в начале своего фильма. В этом документальном фильме рассказывается про некоторые известные эксперименты по социальной психологии, а также реальные случаи, в которых люди вели себя противоестественно принятым нормам адекватного человеческого поведения.

Сейчас читают:  Беспокойство - не верь всему, что думаешь

Подчинение. Эксперимент Стэнли Милгрема. Одной из причин проведения этого эксперимента у сотрудника Йельского университета Стэнли Милгрема было желание понять как немецкий народ во время Второй Мировой Войны мог проявлять такую ужасающую жестокость проводя геноцид и истребляя миллионы людей в лагерях. Суть эксперимента Милгрема была в том, чтобы выявить, как обычные люди могут причинять страдания другим людям, подчиняясь авторитетному лицу под предлогом отказа от ответственности в пользу отдающего приказания.

Стендфорсдкий тюремный эксперимент. В этом эксперименте профессор Зимбардо хотел увидеть, как поведут себя совершенно равные в первоначальных условиях люди, в ситуации, когда одним из них дают неограниченную власть над другими. Этих людей поместили в импровизированную, но очень реалистично созданную тюрьму. Одни играли роль охранников, а другие роль заключенных. Эксперимент планировалось проводить две недели, однако из за жестокости, которая стала проявляться у охранников и из-за проблем с психическим состоянием у заключенных, Зимбардо вынужден был прекратить эксперимент на шестой день. Этот опыт лёг в основу немецкого фильма «Эксперимент».

Также в этом фильме представлены случаи, когда в Америке, неизвестный, выдававший себя за офицера полиции, звонил в рестораны Макднальдс и отдавал распоряжения менеджерам обыскивать своих сотрудников. Как и менеджер, так и невиновные сотрудники, которых, раздевали до гола и обыскивали, подчинялись авторитетному, по их мнению, лицу и даже не пытались сопротивляться. Другой случай, когда свидетелями убийства женщины были более тридцати человек, но ни один из них не сделал ничего чтобы предотвратить это убийство. В этом фильме даже затрагивается тема об издевательствах американских военных над заключенными в тюрьме Абу-Грейб.

В комментариях к этим и другим представленным в фильме ситуациям, авторы и участники этих экспериментов говорят о том, что в одних случаях, причиной такого поведения является нормальное человеческое стремление — подчинятся авторитетному лицу и тем самым складывать с себя какую-либо ответственность за совершение исполняемых действий. А в случаях проявления жестокости по отношению к другим, даже невинным людям, дело не в том, что в тех, кто это делает, кроятся садистские наклонности, а дело в том, что окружающая среда прямым образом влияет на людей, они приспосабливаются к ней и поэтому, в плохой ситуации люди начинают вести себя как плохие люди — соответственно ситуации.

Как говорит профессор Зимбардо, главный посыл таких случаев и экспериментов в том, что не стоит считать себя особенным и думать, что в подобной ситуации ты поведешь себя правильно. Лишь не многие ведут себя неординарно, но эти немногие — это исключение, а закон — это большинство. И нужно понимать что, скорее всего ты поведешь себя как большинство. Потому что ты обычный человек и все те, кто оказался в таких ситуациях тоже были обычные люди.

Сейчас читают:  Энергия внутри человека

Возможно, для большинства (опять же) эта последняя мысль, высказанная в фильме, окажется мало приятной. Но хочется верить также, что понимание этого и есть залог того, что люди не будут допускать подобных плохих ситуаций и не будут забывать о собственной ответственности и терять свою индивидуальность на фоне авторитетных лиц.

Психологические эксперименты: Я и Другие

В 1971 году режиссером Феликсом Соболевым был снят фильм «Я и другие», тогда фильм сразу не был показан, он пролежал на полке больше 20 лет…

10 октября 2010 года, в России, на канале ТВ3 вышел римейк документального фильма «Я и другие». В фильме используются те же эксперименты, что и в оригинале, но принимают участие в них современные молодые люди…

Данный фильм является ремейком документального фильма «Я и другие» режиссёра Феликса Соболева, снятого в 1971 году в СССР. Прошло почти 40 лет, а люди не изменились.
Толпа живет своей жизнью, движется как единый организм. Каждый из нас думает, что толпа это другие — тем, кем можно управлять. Самое сложное это понять, что мы тоже часть толпы, часть общества.

Нами тоже манипулируют: реклама, технологии, пиар. Но никто ни может управлять человеком без его согласия. Мы сами выбираем, и часто принимаем чужое мнение за свое. Даже если это мнение совершенно абсурдно.

Отзывы:

Верно все в комментариях пишут, что кое-что изменилось в людях со времён оригинала. Говорят иначе, ведут себя иначе, воспитание иное… Но вот за то когда дело доходит до обмана и давления, справляются даже более эффективно… Посмотрел сначала оригинал, затем эту версию. К сожалению не застал страну до перестройки в сознательном возрасте, но у меня сложилось впечатление, что я увидел ключевую разницу между воспитанием того времени и современным. И сейчас же если многим об этом говорить моего возраста и младше, им ведь не станет стыдно. В большинстве подобных ситуаций люди будут нападать в ответ вместо того, чтобы задуматься.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Татьяна Головень
Татьяна Головень
6 лет назад

.Прочитала статью о поведении человека. Очень удобная статья чтобы оправдать любую подлость в поведении человека волю которого подчиняют власти в угоду себе.
Такую бойню между простыми гражданами на Украине двадцать пять лет назад просто невозможно было развязать даже тем же американцам и европейцам.Все в идеологии которую сверху предлагает власть.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap