Гипноз. Факты и вымысел

Представьте себе, что вас собираются загипнотизировать. Гипнотизёр предлагает вам сесть удобно, откинувшись, уставиться в какую-либо точку высоко на стене перед вами. Тихим низким голосом он говорит вам: 

«Ваши глаза устали… Веки тяжелеют, становятся все тяжелее и тяжелее… Они начинают опускаться… Вы чувствуете себя очень хорошо… Ваше дыхание глубокое и ровное, ваши мышцы расслаблены. Все ваше тело как бы наливается свинцом».

Через несколько минут такого гипнотического внушения ваши глаза, вероятно, закроются, и вы можете впасть в состояние гипноза — повышенной восприимчивости, когда указания гипнотизера вызывают специфическое поведение, восприятия и, возможно, даже воспоминания. Когда гипнотизер говорит: «Ваши веки закрываются так плотно, что вы не откроете их даже тогда, когда захотите», то ваши глаза и в самом деле остаются закрытыми. Если поступает команда забыть цифру 6, то вы удивляетесь, насчитав 11 пальцев на руках. Когда вам предлагают вдохнуть чудесный аромат, который в действительности является запахом аммиака, вы с удовольствием вдыхаете его едкий запах. Когда вам предлагают описать картину, которой нет на самом деле, но которую, как утверждает гипнотизер, он держит в своих руках, вы можете долго и подробно говорить о ней. Когда вам говорят, что вы не можете видеть ту или иную вещь, например, стул, вы соглашаетесь с этим, и когда ходите вокруг стола, то, как ни удивительно, не натыкаетесь на него.

После команды забыть все, что с вами происходило во время сеанса, у вас может быть постгипнотическая амнезия — временная потеря памяти, когда вы, скажем, не можете вспомнить знакомое имя. Хотя люди говорят, что они не помнят „забытый» материал, хорошо подготовленные тесты заставляют скептиков засомневаться в своей амнезии (Сое, 1989). „Забытый» материал все-таки находится „там», поскольку он может влиять на дальнейшее поведение и вспоминаться по сигналу (Kihlstrom, 1985; Spanos & others, 1985). Суть проблемы заключается либо в способности или неспособности людей вспоминать „забытый» материал, либо в симуляции, когда они просто скрывают информацию, чтобы угодить гипнотизерам.

Гипнотические приемы и методы использовались, еще в древности, но сегодняшней популярностью гипноз обязан австрийскому медику Ф. Месмеру (1734-1815),  который считал, что открыл „животный магнетизм». Месмер проводил магнитами над телом больных людей, и некоторые из них впадали в трансобразное состояние („месмерическое»), а когда приходили в себя, самочувствие их значительно улучшалось. Французская комиссия под руководством Бенджамина Франклина не нашла никаких признаков „животного магнетизма» и объяснила лечение Месмера как фантазию.

Таким образом, гипноз, или месмеризм, как его называли в то время, стал ассоциироваться со знахарством.

Не на пользу гипнозу были и слишком смелые утверждения людей, которые его практиковали. Они, например, утверждали, что люди в гипнотическом состоянии могут видеть спиной, наблюдать за функционированием внутренних органов других людей, а также вступать в контакт с потусторонним миром. В наше время ученые считают, что люди в состоянии гипноза не способны этого делать. Люди под гипнозом, как и в нормальном состоянии, не могут перепрыгивать через высотные здания, бегать со скоростью летящей пули или проявлять сверхчеловеческую силу. Опыты показали, что их сила, выносливость, способность к учению и перцептивные способности такие же, как и у нормальных людей (Druckman & Bjork, 1994). Загипнотизированные, например, могут держать руки вытянутыми в течение 6 минут, но это могут делать и обычные люди.

Прежде чем делать вывод относительно того, является или не является гипнотическое состояние измененным состоянием сознания, давайте рассмотрим отдельные моменты, которые не вызывают споров. Затем, опираясь на фактические данные гипноза, мы попробуем порассуждать над двумя сложными вопросами: что такое гипноз и что нового он может сообщить нам о сознании человека?

Факты и вымыслы о гипнозе

Каждый ли человек поддается гипнозу?

Все, кто изучает гипноз, соглашаются с тем, что его сила заключается не в мастерстве гипнотизера, а в восприимчивости объекта внушений (Bowers, 1984). Почти каждый человек, в той или иной степени, склонен поддаваться гипнозу. Когда люди стоят с завязанными глазами, а им неоднократно говорят, что они качаются взад-вперед, то большинство из них и в самом деле начнет понемногу покачиваться. Это покачивание — один из пунктов на шкале Стенфорда, которая определяет восприимчивость гипноза людьми. Для оценки этой восприимчивости гипнотизер отдает короткие приказы, а затем предлагает человеку серию заданий — от самых легких (одновременно двигать вытянутыми перед собой руками) до трудных (увидеть открытыми глазами перед собой человека, которого нет).

Люди, легко поддающиеся гипнозу — скажем, 20% из тех, кто выполняет приказ не нюхать аммиак или не реагировать на его запах, когда бутылку держат перед их носом, — и через 25 лет делают то же самое (Piccione & others, 1989). Они, как и фантазеры, о которых мы говорили раньше, часто погружаются в свой внутренний мир (Lynn & Rhue, 1986; Silva & Kirsch, 1992). Обычно они обладают богатым воображением и легко поддаются влиянию выдуманных событий в фильмах и романах. Поэтому исследователи часто называют такую восприимчивость гипнотической способностью, имеющей более позитивное значение. Найдется не много людей, которые хотели бы быть „податливыми» к гипнозу, однако большинство из нас с удовольствием приобрели бы „способность» полностью концентрироваться на какой-нибудь проблеме, используя при этом всю свою фантазию для ее решения.

А это вполне способны делать люди с богатым воображением и гипнотическими способностями.

Фактически любой человек может поддаться воздействию гипноза, когда ему внушают, что он ему поддастся.

Чтобы убедить даже самых скептически настроенных студентов Университета штата Коннектикут, что их можно загипнотизировать, исследователи Синтия Уиклз и Ирвин Кирш (Wickless & Kirsch, 1989) провели над ними хитроумный эксперимент. После начальных гипнотических приказов исследователи сказали студентам, что они увидят красный, а потом зеленый свет, услышат музыку и т. д. После каждого подобного объявления незаметно использовался соответствующий раздражитель — слабый красный или зеленый свет, тихая и грустная музыка. Одураченные этим явлением необычного гипнотического видения и слуховых восприятий студенты поверили в гипноз. В отличие от ровесников из контрольной группы, где не использовались эти методы, большинство студентов экспериментальной группы выявили такую же высокую восприимчивость к гипнозу и после эксперимента, когда через какое-то время выполняли задания, предусмотренные шкалой Стенфорда по выявлению склонности к гипнозу. Фактически все участники эксперимента получили высокие баллы.

Любой гипнотизер делает почти то же самое, когда говорит: «Ваши глаза устают, ваши веки тяжелеют…» — после того, как объект гипноза некоторое время сидел, уставившись в какую-либо точку высоко над головой. Естественно глаза от этого устают. Но когда гипнотизер делает свое дело мастерски, объект объясняет тяжесть своих век его воздействием.

Может ли гипноз способствовать воспоминанию забытых событий?

Могут ли гипнотические процедуры заставить людей оживить в памяти минувшее, вспомнить забытые или подавленные подробности преступления? Должны ли мы принимать к сведению показания, данные в суде в состоянии гипноза?

Сейчас читают:  Как научить мозг мыслить в позитивном ключе

Большинство людей считают, что весь наш жизненные опыт находится «там», и все, что с нами происходит, регистрируется в нашем мозгу и может припоминаться, когда мы преодолеем защитные механизмы (Loftus, 1980). Большинство студентов университета, например, соглашаются, что „в состоянии гипноза человек может вспоминать события детства с большой степенью точности» (Furnham, 1993). Подтверждением этого является феномен возрастной регрессии, когда люди как бы вновь переживают свое детство. Однако 60 лет исследований ставят под сомнение проявления возрастной регрессии: загипнотизированные не больше похожи на детей, чем незагипнотизированные, которым предлагают имитировать поведение детей (Nash, 1987). Люди, имитирующие детство, действуют так, как, по их мнению, действовали бы дети, но они переигрывают их в соответствующем возрасте (Silverman & Retzlaff, 1986). Особы, которые вновь переживают детство, могут соответственно и чувствовать себя детьми, могут писать так, как, по их мнению, писал бы 6-летний ребенок. Они делают это почти без ошибок и обычно без каких-либо изменений в функционировании мозга, рефлексах и восприятиях.

В редких случаях в расслабленном и сосредоточенном состоянии сознания свидетели под гипнозом давали показания, которые облегчали работу следователей. Один из таких случаев произошел в 1977 году, когда 26 детей и водитель автобуса, в котором они ехали, — Эд Рей, были выкрадены и спрятаны в заброшенном вагончике одной шахты в 2 метрах под землей. После того как их освободили, Рей под гипнозом вспомнил все, кроме одной цифры номера машины бандитов. С этой информацией полиция догнала машину преступников. Но этот случай не типичный; не ясно, гипноз или что-либо другое заставило водителя вспомнить то, что с ним произошло. Тем не менее многие исследователи считают, что гипноз может помочь следствию, во всяком случае — не принесет вреда.

Проблема возникает тогда, когда речь идет об использовании показаний свидетелей, память которых «освежалась» гипнозом. Ученые выявили, что память под воздействием гипноза может удерживать и реальные, и выдуманные факты. Поэтому американские, австралийские и британские суды отказываются от услуг свидетелей, прошедших перед этим процедуру гипноза (Druckman & Bjork, 1994; Gibson, 1995; McConkey, 1995).

Гипноз обладает непредсказуемыми последствиями. Иногда расслабленное состояние сознания способствует воспоминаниям, но зачастую гипноз захламляет память ложными воспоминаниями или усиливает уверенность в них (McConkey, 1992). Когда от людей, прошедших предварительно процедуру гипноза, требуют, чтобы они вспомнили подробности, „поискали их на экране визуальной памяти», то они пользуются фантазией и выдумывают свои воспоминания. Намеки гипнотизера типа „Вы слышали сильный шум?» могут превращаться в псевдопамять объекта. Свидетели, прошедшие перед этим процедуру гипноза, могут в своих показаниях вести речь о событиях и фактах, о нереальных событиях (Laurence & Perry, 1988). Особо податливые к гипнозу люди (фантазеры) чаще других могут давать ложные показания — даже в незагипноти-зированном состоянии (Barnier & McConkey, 1992).

Таким образом, гипноз не может изменить правила, согласно которым мы формируем, храним и воспроизводим в памяти свои воспоминания.

«Гипноз не является психологической сывороткой, питательной средой, где выращивают истину, — пишет исследователь Кеннет Бауэрс (Bowers, 1987), — а те, кто принимал его за такую среду, глубоко ошибался».

Исследователей памяти беспокоит тот факт, что многие терапевты недооценивают ненадежность воспоминаний человека в состоянии гипноза. Когда исследователь гипноза Майкл Япко (Yapko, 1994) опросил 869 терапевтов — участников разных конференций, посвященных проблемам терапии, то выявил, что 47% из них согласны с тем, что:

«Психотерапевты могут больше верить показаниям травмированного в результате несчастного случая человека, если этот человек воспроизводит их под гипнозом, а не в нормальном состоянии».

А 54% согласны с тем, что „гипнозом можно пользоваться, чтобы заставить человека вспомнить события его жизни, начиная от рождения». Такое непонимание сути гипноза привело Япко в ужас:

«Я сильно опасаюсь, что психиатрических больных заставят поверить в деструктивные идеи — совершенно неверные, и всё — во имя психотерапии».

Десятки тысяч людей вспоминают под гипнозом поразительные события, произошедшие с ними с 1980 года, когда они будто бы были похищены НЛО, когда их унижали в разных сатанинских сектах или ублажали в прошлой жизни. Одна женщина под гипнозом вспоминает, как она увидела свет и услышала голос, зовущий ее встать с кровати. Она подчинилась приказу против своей воли, пошла к грязному полю и увидела снижающийся летательный аппарат, напоминавший тарелку. В ее окнах она рассмотрела каких-то существ и от пронзительного звука застыла на месте. Затем теплый луч света втянул ее внутрь тарелки. Она очутилась в белой больничной палате. Двое маленьких существ с крошечными ртами и суровыми глазами, одетые во что-то, напоминающее костюм мотоциклиста, без слов приказали ей раздеться и лечь на стол. Она заупрямилась, но, в конце концов, сдалась… Вошел доктор и сделал ей укол. Затем он вонзил шприц ей в пупок… Одно существо разделось и потерлось животом о ее живот. Оно согрело ее, а затем изнасиловало (Bullard, 1987).

Исследования показывают, что большинство воспоминаний, связанных с НЛО, дают люди, склонные верить в инопланетян и с богатым воображением, которые хоть однажды были под гипнозом (Newman & Bau-meister, 1966; Nickell, 1996). А вот еще один гипнотический сеанс с женщиной, которую будто бы похищали инопланетяне:

Доктор Фиоре: А сейчас вспомните, делали ли они вам укол в какое-либо место, кроме прямой кишки?

Сэнди: Нет. Они ходили со шприцами, большими шприцами, а я все время боялась, что они вонзят шприц в мое тело, но они не сделали этого (ее тело напрягается). Доктор Фиоре: А теперь расслабьтесь. По счету три вы вспомните, вонзили ли они один из больших шприцев в ваше тело. Если и вонзили, то знайте, что вы в безопасности… А если нет, то вы вспоминаете об этом также по счету три. Раз… два… три.

Сэнди: Нет. (Фиоре, 1989)

Заставляет ли гипноз людей действовать против их воли?

Ученые Мартин Орн и Фредерик Эванс (Orne & Evans, 1965) продемонстрировали на практике, что загипнотизированных людей можно заставить совершать опасные поступки. Например, они выполнили приказ экспериментатора на какое-то время опустить руку в дымящуюся «кислоту», а затем плеснуть ею в лицо ассистента. Когда на следующий день участников эксперимента опросили, они ничего не помнили о своих поступках и даже горячо заверяли исследователей, что они никогда не исполнили бы такой приказ.

Может быть, гипноз дает гипнотизеру особую власть над людьми, и они действуют против своей воли? Чтобы выяснить это, Орн и Эванс использовали вечного врага иллюзорных убеждений — контрольную группу. Орн попросил несколько человек из группы притвориться загипнотизированными. Лабораторный экспериментатор, не зная, что люди из контрольной группы не загипнотизированы, обращался с ними как и с другими загипнотизированными участниками эксперимента. И что же? Незагип-нотизированные делали то же самое, что и загипнотизированные. Большинство людей в состоянии гипноза можно заставить порвать американский государственный флаг, испортить Библию, продавать наркотики. И люди, притворяющиеся загипнотизированными, бывают не менее склонными к таким поступкам (Levitt, 1986).

Этот факт подтверждает принцип, что авторитарная личность может заставить и загипнотизированных и незагипнотизированных людей совершать неблаговидные поступки. Исследователь гипноза Спанос (Spanos, 1982) пишет:

«Поведение загипнотизированных людей находится в пределах нормы».

Может ли гипноз лечить?

Гипнотерапевты не делают ничего необычного. Они, скорее, пытаются помочь пациентам самим овладеть целительной силой организма (Baker, 1987). Постгипнотические внушения (внушения, сохраняющиеся и после сеанса) помогают людям избавиться от головной боли, астмы, бородавок, психофизиологических заболеваний кожи. Одну женщину, которая на протяжении 20 лет не могла избавиться от гнойных язв на коже, попросили представить себе, что она плывет в воде, искрящейся от солнечных лучей, которая может очистить ее кожу, сделать ее гладкой и здоровой. Через 3 месяца язвы исчезли (Bowers, 1984).

Сейчас читают:  На что способен человеческий мозг?

Использование гипноза для избавления людей от вредных привычек, типа курения или кусания ногтей, оказалось одинаково приемлемым и для тех, кого можно ввести в состояние глубокого гипноза, и для тех, кто ему не поддается. Это свидетельствует о том, что эффективность лечения может зависеть от чего-то иного, кроме самого гипнотического внушения (Bowers & Le-Baron, 1986). Можем ли мы с уверенностью утверждать, что гипноз вообще является терапевтическим средством для лечения заболеваний, не связанных с самоконтролем человека, например аллергических реакций кожи? И еще один вопрос: ограничиваются ли лечебные свойства гипноза простым внушением расслабиться и сформировать позитивные образы? Однозначные ответы на эти вопросы дать пока невозможно. Например, гипноз ускоряет исчезновение бородавок. Но в контрольных исследованиях такие же позитивные результаты получают и без гипноза (Spanos, 1991, 1996).

Может ли гипноз ослаблять боль?

Да, гипнозу это поддается (Druckman & Bjork, 1994; Kihlstrom, 1985). Когда обычные незагипнотизированные участники эксперимента опускают руки в ванну с ледяной водой, то уже через 25 секунд чувствуют сильную боль. А загипнотизированные люди после соответствующих внушений утверждают, что не чувствуют ее. Некоторые зубные врачи знают, что даже легкий гипноз может уменьшить чувство страха, а значит, и чувствительность к боли. Почти 10% людей могут впадать в состояние такого глубокого гипноза, что их можно оперировать без наркоза. А половина из них получают облегчение боли под его влиянием.

Как это объяснить? Одна из теорий гипнотического ослабления боли исходит из понятия диссоциации — прерывания связей между разными уровнями сознания, что дает возможность некоторым умственным процессам происходить одновременно. Гипноз, согласно этой теории, прерывает связь между раздражителем боли, который исследуемый осознает, и чувством боли. Поэтому ледяная вода кажется очень холодной, но не причиняет боли.

Согласно другой теории, гипнотическое ослабление боли обусловлено избирательностью внимания. Например, в разгар спортивного соревнования атлет, получивший травму, не чувствует боль до самого конца игры. Эта теория подтверждается ответами, данные которых свидетельствуют о том, что гипноз так же ослабляет боль, как и процедуры без применения гипноза, расслабляющие людей и отвлекающие их внимание от неприятных фактов (Chaves, 1989).

Когда в состоянии гипноза внимание женщины отвлекается от болевых ощущений, то роды проходят с минимальными страданиями. Однако подобный эффект достигается и без применения гипноза, когда женщины проходят предродовую тренировку (D’Eon, 1989).

Оба взгляда на природу боли допускают, что на каком-то уровне загипнотизированный человек все же чувствует воздействие болевого раздражителя. Люди, утверждающие, что не чувствуют никакой боли, тем не менее потеют, у них сильно бьется сердце, когда на них воздействует электрошок, или когда они видят скальпель хирурга. Подобные расхождения между тем, что говорит человек, и как он себя ведет, касаются слуха и зрения. Когда участникам гипнотического эксперимента внушают, что они глухие, то они утверждают, что не слышат своего голоса, однако, подобно незагипнотизированным, реагируют на свои голоса, которые всего через полсекунды слушают в записи с помощью наушников.

Если загипнотизированным внушают, что они не воспринимают цвета, то в тестах на его восприятие они ведут себя иначе, чем люди, у которых и в самом деле нарушено цветовое видение. В каждом из этих случаев участники экспериментов утверждают, что не воспринимают ни цвета, ни звуков и не чувствуют боли. Но все же сенсорные раздражители регистрируются в их сенсорных системах. Таким образом, гипноз не препятствует поступлению сенсорной информации. То, что чувствуют люди, по их словам, во время гипнотического сеанса, не совпадает с их поведением.

Способ ослабления боли гипнозом — либо путем диссоциации, либо отвлечением от нее внимания — подводит нас к другой важной проблеме — является ли гипноз уникальным психологическим состоянием?

Является ли гипноз измененным состоянием сознания?

Мы узнали, что для гипноза нужна повышенная податливость к внушениям. Мы знаем также, что гипнотические сеансы не наделяют человека особыми умениями. Но иногда они могут содействовать воспоминаниям о событиях минувшего, помогают преодолеть психосоматические заболевания и облегчают боль. Итак, что же такое гипноз? Можем ли мы считать его измененным, необычным состоянием сознания?

Объяснение гипноза
Объяснение гипноза

Гипноз как социальное явление

Скептики отмечают, что гипноз — это не уникальное психическое состояние. Более того, поведение, которое мы наблюдаем во время гипнотических сеансов, можно наблюдать и без них. Значит, гипнотические явления — это всего лишь проявления нормального человеческого сознания (Lynn & others, 1990; Spanos & Сое, 1992).

Мы знаем, как сильно наша интерпретация влияет на обычное восприятие. А что касается боли, для облегчения которой гипнотические процедуры бывают очень действенными, то наше восприятие зависит от направленности нашего внимания. Мы узнали также, что впечатлительные люди бывают восприимчивыми и без гипноза. Может быть и так, что „загипнотизированные» всего лишь играют роль „добрых исследуемых» и позволяют гипнотизеру направлять их фантазию в нужном направлении.

Дело не в том, что люди сознательно притворяются загипнотизированными. Скорее всего, они просто делают то, что от них ждут. И подобно актерам, входящим в роль, они, возможно, начинают чувствовать и вести себя так, как предписывает им их гипнотическая роль. Бесспорно и то, что чем больше объекты гипноза доверяют гипнотизеру и чувствуют, что их поведение мотивированно, тем легче им войти в роль (Gfeller & others, 1987). Если объектам гипноза приказывают почесать уши при слове психология, они сделают это только тогда, когда будут уверены, что эксперимент продолжается (и это действие является его компонентом). Когда экспериментатор ликвидирует мотивацию для тех или иных видов поведения во время гипноза, — скажет, например, что гипноз обнаруживает их „легковерность», — то люди перестают реагировать на внушения.

На основе таких данных сторонники теории социального воздействия утверждают, что гипнотические явления не принадлежат исключительно гипнозу. Подобно другим измененным состояниям сознания, таким как раздвоение личности или одержимость, гипнотические явления — это своеобразная форма обычного социального поведения (Spanos, 1994, 1996). Субъекты гипноза, по мнению скептиков, — это актеры с богатым воображением, играющие роль гипнотических субъектов.

Гипноз как раздвоение сознания

Большинство ученых, исследующих гипноз, признают, что обычные социальные и познавательные явления играют свою роль в этом феномене, но они считают также, что гипноз — нечто большее, чем простое действие воображения. Во-первых, загипнотизированные люди иногда выполняют то, что им внушает гипнотизер, даже когда думают, что никто за ними не наблюдает. А это свидетельствует о том, что дело не только в их желании быть „послушными». Во-вторых, многие из тех, кто практически занимается гипнозом, убеждены: отдельные явления характерны только для гипноза, и только специфическим состоянием сознания в гипнозе можно объяснить облегчение боли, галлюцинации (Bowers, 1990). А скептики, в свою очередь, утверждают, что гипнотизеры образуют вокруг себя своеобразную ауру мистики, так как от этого зависит их благополучие (Сое, 1989).

По мнению опытного исследователя проблем гипноза Эрнста Хилгарда (Hilgard, 1986, 1992), гипнотические явления обусловлены не только социальным воздействием, но и особым состоянием сознания, определяемым как диссоциация. Хилгард считает, что диссоциация, имеющая место в сеансах гипноза, представляет собой более четкую форму повседневной диссоциации. Так, мы можем в 14-й раз читать сказку „Спокойной ночи, Луна“ ребенку перед сном и одновременно обдумывать распорядок следующего дня. Если дантист во время приема воздействует на меня наркозом, а потом просит „шире раскрыть рот“, то пока мое сознательное „я“ обдумывает просьбу, мой рот раскрывается сам. „Повернитесь ко мне“, — говорит дантист. И сразу же какая-то удивительная сила поворачивает мою голову.

Сейчас читают:  Пять случаев, способных «заклинить» мозг

Немного попрактиковавшись, можно научиться читать и понимать содержание короткого рассказа и одновременно писать слова под диктовку, можно также напевать мелодию, слушая лекцию, или разговаривать, исполняя на пианино знакомое произведение (Hirst & others, 1978). Таким образом, когда загипнотизированные пишут ответы на вопросы по одной теме и одновременно разговаривают или читают по другой, то они всего лишь демонстрируют усиленную форму обычной познавательной диссоциации. Поэтому Ирвинг Кирш и Стивен Джей Линн (Kirsch & Lynn, 1995) считают, что современные исследователи понимают гипноз как субъективный гипнотический опыт, а не как уникальное состояние транса.

Открытие Хилгардом гипнотической диссоциации произошло в ходе любопытного эксперимента. Во время гипнотического сеанса в присутствии своих учеников Хилгард внушил подопытному, что он ничего не слышит, а затем начал демонстрировать студентам абсолютную глухоту человека, отсутствие у него какой-либо реакции на вопросы, насмешки и даже на резкие звуки. Один из студентов спросил Хилгарда, может ли этот человек слышать каким-либо другим органом тела, и ученый решил продемонстрировать отрицательный ответ на этот вопрос. Он тихо попросил участника эксперимента поднять указательный палец правой руки, если какой-либо орган его тела может слышать. И к великому удивлению всех присутствующих — и испытуемого в том числе — палец поднялся вверх. Когда к человеку снова вернулся слух, он сказал следующее:

«Мне было скучно сидеть здесь … И вдруг я почувствовал, что мой палец поднялся. Объясните мне, что произошло».

Этот случай ускорил дальнейшие исследования. Как мы уже отмечали, загипнотизированные чувствуют, по их словам, значительно меньшую боль, чем обычные люди, когда опускают руки в ледяную воду. Но когда их просят нажать на кнопку, если „какая-то часть тела ощущает боль», они всегда это делают. По мнению Хилгарда, это свидетельствует о том, что раздвоенное сознание — скрытый наблюдатель — пассивно воспринимает все, что происходит.

Теория раздвоения сознания при гипнозе противоречивая, так как то, о чем говорит „скрытый наблюдатель», не совпадает с тем, что хочет видеть экспериментатор. Но и это можно понять: все мы обрабатываем много информации, не сознавая этого. Наше мышление, без сомнения, таит в себе многое, о чем мы и не догадываемся. Процесс обработки информации происходит одновременно и сознательно и подсознательно.

Нет сомнения и в том, что социальный фактор все же играет в гипнозе важную роль. Таким образом, можем ли мы как-то объединить две точки зрения на гипноз — социальное воздействие и раздвоенное сознание? Ученые Джон Килстром и Кевин МакКонки (Kihlstrom & McConkey, 1990) считают, что между двумя подходами нет никакого противоречия, а с их помощью можно создать „основательную теорию гипноза». А пока что, по их мнению, мы можем понимать гипноз и как обычное проявление социального поведения и как обычное раздвоение сознания.

Эксперимент доктора Тру

Воспоминания о прошедшем Рождестве? Как нам отнестись к замысловатому эксперименту, проведенному Робертом Тру (True, 1949)? С помошью гипноза он заставил добровольцев вновь пережить Рождество и свои дни рождения, когда им исполнилось 10, 7 лет и 4 года. У каждого из участников эксперимента он спрашивал, в какой день недели был этот праздник и их дни рождения. Без гипноза вероятность правильных ответов была бы такой: один ответ из семи. Как это ни удивительно, но загипнотизированные люди дали 82% правильных ответов.

Другим исследователям не удалось повторить результаты эксперимента Тру. Когда Мартин Орн спросил у доктора Тру, почему это так, тот ответил, что „Science», журнал, в котором была напечатана его статья, сократил ключевой вопрос, и он стал таким: „Какой это день?» А доктор Тру задавал участникам эксперимента вопрос: „Это понедельник? Это вторник?» и т. д., пока испытуемые не останавливали его словом „да“. Когда Орн спросил Тру, знал ли он сам правильный день недели, задавая вопросы, Тру ответил, что знал, но не понимает, почему Орн задает такой вопрос.

Понимаете ли вы сейчас, почему Тру достиг успеха в своем эксперименте? Его эксперимент — чудесное подтверждение того, как гипнотизер может незаметно для людей воздействовать на их память (и вообще, как экспериментаторы могут внушать свои намерения).

«Если принять во внимание готовность, с которой загипнотизированный субъект желает исполнить все, что от него требуется, — пишет Орн, — то нужно лишь слегка изменить форму постановки вопроса (спросить «Это среда?»), чтобы субъект ответил «да»».

И, наконец, сокрушительный удар по эксперименту Тру был нанесен простым вопросом Орна, который он задал 10 детям в возрасте 4 лет: „Какой сегодня день?». Он был очень удивлен, когда никто из детей не ответил на этот вопрос. А когда четырехлетние дети не знают день недели, то можно сделать вывод, что взрослые участники эксперимента Тру давали информацию, которую не должны были знать, когда им было 4 года.

Воспоминания о прожитых жизнях? Если гипнотические переживания взрослыми людьми эпизодов своего детства бывают частично воображаемыми, то должны ли мы верить в то, что „человек живет несколько жизней?». Можно серьезно воспринимать утверждения 20-30% американцев, верящих в реинкарнацию, что они переживали события из минувших жизней (Gallup & Newport, 1991; George, 1996). Правы ли 36% студентов университетов, которые в опросе, проведенном Скотом Брауном и другими (1996), ответили, что „некоторые люди могут вновь переживать события из своих прожитых жизней»?

Николас Спанос (1987-1988; Spanos & others, 1991) пишет, что если загипнотизировать склонных к фантазии людей, верящих в реинкарнацию, то они могут дать яркое описание подробностей „минувших жизней». Но почти всегда они представляют себя людьми той же самой расы, пока исследователь не напомнит им, что люди принадлежали и к другим расам. Они часто говорят, что в минувшей жизни были знаменитыми людьми, а не одним из бесчисленных „никто». Некоторые из них противоречат друг другу, утверждая, что были одним и тем же человеком, например королем Генрихом VIII (Reveen, 1987-1988).

Более того, обычно они не знают из той исторической эпохи таких фактов и событий, о которых не могли не знать простые люди того времени. Один участник эксперимента, который „возвратился» в „предыдущую» жизнь, в 1940 год, в качестве японского летчика-истребителя, не только не мог назвать императора Японии в том году, но даже не знал, что Япония в то время была в состоянии войны. Гипнотические путешествия в минувшее, таким образом, не подтверждают существование реинкарнации.

Факты и вымысел о гипнозе

Раньше гипноз связывали со знахарством, но в наше время он становится предметом серьезных исследований.

Современные психологи соглашаются с тем, что гипноз — это состояние повышенной возбудимости, к которому люди бывают склонны в разной степени. Хотя гипнотические сеансы могут помочь человеку припомнить минувшее, все же в них важную роль играют методы и подходы гипнотизера, который незаметно может влиять на человека. Загипнотизированных людей нельзя заставить действовать вопреки их воле, как, между прочим, и незагипноти-зированных. В отдельных случаях гипноз может быть лечебным средством, а загипнотизированные чувствуют меньшую боль.

Является ли гипноз измененным состоянием сознания? Гипноз, во всяком случае частично, является побочным продуктом нормальных познавательных и социальных процессов. Многие ученые считают, что он является также и альтернативным, измененным состоянием сознания, вызванным, возможно, диссоциацией между уровнями сознания.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap