Обыкновенные зомби. Как работает ложь

Премьера документального фильма «Обыкновенные зомби. Как работает ложь» состоялась 20 февраля в 23:30 на канале «Украина». Для съемок команда документалистов The Show Time создала целый фейковый «научно-исследовательский институт», превратив съемочную студию в кабинеты для исследований. Проект построен на научных экспериментах, которые провела творческая группа фильма, чтобы раскрыть технологии самых сложных манипуляций с человеческим сознанием.

«Всего 45 минут нужно для того, чтобы абсолютно адекватный человек, находясь в здравом уме и полном сознании, назвал черный шар белым, и наоборот. Мы рассказываем о том, какие именно технологии «зомбирования» применяются в современном мире, а также впервые пошагово показываем, как они работают» Илларион Павлюк, автор фильма

В 1971 году на киностудии «Киевнаучфильм» режиссер Феликс Соболев снял научно-популярный фильм «Я и другие». Фильм описывает основы манипуляции сознанием людей. В нем рассказывается о ряде психологических экспериментов, которые демонстрируют то, как люди способны подвергаться воздействию мысли других, даже доходя до абсурда. В фильме «Я и другие» был продемонстрирован результат эксперимента с чёрной и белой пирамидками. Трое участников по договоренности с экспериментатором утверждали, что обе пирамидки белого цвета. На внушаемость проверяли четвёртого. Большинство участников соглашались и повторяли, что обе пирамидки белые. Однако, когда испытуемого просили взять чёрную пирамидку — он брал чёрную, несмотря на то, что прежде называл обе белыми.

Идея для съемок фильма возникла после получения результатов экспериментов американского психолога Соломона Аша, в ходе которых подтвердилась склонность американских студентов к конформизму. В Советском Союзе хотели доказать, что советские люди более устойчивые и самостоятельные в своих мыслях. Но результаты исследования оказались шокирующими.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем цель заключалась в том, чтобы проверить реакцию одного студента на ошибочное поведение большинства. Как правило, в экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Участникам демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача студентов довольна проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображённая на первой карточке. Студенту предстояло ответить на 18 вопросов, каждый раз он отвечал последним в группе. На первые два вопроса все дают одинаковые, правильные, ответы. Но на третьем этапе «подсадные утки» дают один и тот же неправильный ответ, что приводит испытуемого в замешательство. Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт. В итоге 75% испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37%.

Сейчас читают:  5 способов, которые помогут улучшить себя

Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. В ходе эксперимента 24 обычных студента колледжа были случайным образом распределены на группы «заключённых» и «надзирателей» в оборудованной в подвале факультета психологии имитации тюрьмы. Было обнаружено, что участники игры очень быстро вживаются в свои роли, надзиратели начинают испытывать садистские эмоции и намерения, а заключённые — депрессию и безнадёжность. Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Когда психологи оценивают феномен всенародной истерии в нацисткой Германии, они отмечают, что общенациональное унижение после проиграша в Первой мировой войне сыграло именно такую роковую роль. Человека, который верит в себя, подчинить толпе гораздо сложнее.

Чтобы провести ряд экспериментов и раскрыть самые изощренные манипуляции человеческим сознанием, творческая группа проекта «Обыкновенные зомби. Как работает ложь» превратила офис продакшн-студии The Show Time в научно-исследовательский институт. Для успешного проведения эксперимента необходимо было, чтобы его участники «погрузились» в соответствующую атмосферу. Поэтому, авторам проекта пришлось сыграть роль зарубежных ученых. Так, автор проекта Илларион Павлюк представился доктором наук из несуществующего Израильского института нейрофизиологических исследований, а его коллега сыграл роль доктора Ника из института Торонто. Белый халат, экстравагантная внешность и легкий акцент помогли обоим максимально естественно вжиться в роль.

Достоверности виду исследовательского института добавили плакаты со схемами человеческого мозга и другими научными иллюстрациями, развешенные на стенах студии.

Илларион Павлюк, автор документального проекта «Обыкновенные зомби. Как работает ложь»:

«Для успешного проведения экспериментов нам важно было, чтобы их участники, то есть та социологическая выборка людей, представляющая Киев в миниатюре, не догадались об истинной их сути. Для этого пришлось немало поработать и не только создать соответствующую атмосферу, но и профессионально сыграть роль иностранных ученых. Но оказалось все не так сложно. Убедительный внешний вид и хорошо отработанный израильский акцент не оставили и тени сомнения у его участников. Все это позволило нам провести ряд тестов и показать зрителю как же на самом деле работают техники манипуляции сознанием».

Документальный проект «Обыкновенные зомби. Как работает ложь» рассказывает о том, как работают технологии убеждения и как заставить любого человека поверить в самые невероятные вещи. Создатели фильма ожидают, что зрители смогут разобраться в основных приемах оказания влияния на людей, а также узнают действенный способ ему противостоять.

Сейчас читают:  Справедливый мир: желаемое вместо действительного

Во всех экспериментах использовались основные рычаги манипулирования:

  • Тщеславие — одна из человеческих слабостей, которую очень часто используют для манипулирования сознанием.
  • Роль героя — уважение, почетность, загадочность, желание быть лучшим, противостоять вызовам. Человеку свойственно присоединяться к успешным. Эту установку очень часто используют во время зомбирования.
  • Шаблон воспитания. При принятии решений большинство людей руководствуется общепринятыми правилами поведения. Поэтому предсказать поведение среднестатистического человека довольно просто.
  • Тревога. В любой незнакомой или экстремальной ситуации люди способны объединяться. Человек будет искать близкую себе группу, которая поможет преодолеть трудности.
  • Умное большинство. Ложь, которую нужно заложить в головы людям, лучше всего транслировать через всевозможных лидеров мнений. Подсознательно мы считаем их умнее себя.
  • Социальность. Человек, в первую очередь, существо социальное. И за это качество ему приходится расплачиваться, отказываясь от своего «Я» и верить общему «Мы».

Обыкновенные зомби. Как работает ложь

Технологии обмана:

  • Пропаганда. Форма коммуникации, направленная на распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений для влияния на общественное мнение в пользу определенного общего дела или общественной позиции.
  • Зомбирование. Вкладывание помимо воли человека определенной программы психологического или моторного повидения, с помощью которой он будет воспринимать окружающий мир.
  • Бутерброд лжи. Использование в видеосюжете реальных кадров, но с комментариями, которые не соответствуют действительности.
  • Промывание мозгов. Применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания.
  • Давление масс. Изменение индивидом установок, мнений, восприятия и поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. Человек выбирает то, с чем легче смириться; то, что не будет создавать проблем.
  • Манипулирование повесткой дня. Целенаправленное акцентирование внимания на одних темах, с целью состредоточить внимание аудитории на одних событиях и отвлечь от других.
Сейчас читают:  Воспитание хороших мужчин

Официальный сайт проекта: http://zombi.kanalukraina.tv/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap